Часто можно проследить в современном инфополе параллели между диссидентами прошлых лет и сегодняшними, не знаю, как их назвать, ну, слово «либерал» уже похоронено под слоем негативной коннотации, так что пусть будут либералами или иноагентами.
Читаю сейчас «Москва майская» Эдуарда Лимонова. Считалось, что черновик романа давно утрачен, им как будто был растоплен камин.) Однако, видимо, правда, что рукописи не горят.) Один из экземпляров оставался в архиве издателя-диссидента Синявского, проживавшего в США. Его жена Мария Розанова, сама публицист и литератор, отговорила Лимонова печатать роман, но рукопись так и осталась в семье, а после смерти Синявского была передана вместе со всем архивом в библиотеку Стэнфорда, где и чудесным образом была обнаружена всего лишь полгода назад.
Почему Розанова отговорила Лимонова от издания книги? Есть предположение, что много там было нелицеприятного про тогда ещё здравствующих представителей культурной элиты. Хотя, зная характер главного героя эпопеи, вряд ли его остановило именно это. Скорее, тогда книга показалась всем лишней. Сегодня же она воспринимается нами как перекидной мостик между «Харьковской» и «Нью-йоркской» трилогиями. Заполняет единственную условно автобиографическую полноту картины.
«Москва майская» написана уже в Париже, но про московскую богему, про диссидентов, про интеллигенцию конца 60-х годов. Но всё это во многом в те годы, впрочем, как и сейчас, были пересекающиеся группки.
( Read more... )