stihya: (Default)
[personal profile] stihya
Вчера узнала из этого журнала
tareeva.livejournal.com (зачиталась вчера, с ходу нужный пост не нашла) интересное про всегда не до конца мне понятную фразу: "Ничего ты не понимаешь в колбасных обрезках". Вообще вы часто её слышали? Я довольно часто, на моменте, когда тебе предлагают какое-то неожиданное сочетание еды и ты говоришь: " мне не нравится".

Некое представление о фразе у меня сложилось. Во-первых, что это что-то студенческое. Во-вторых, времён махрового СССР — потому что где колбаса (и даже её обрезки) и где студенты. Так вот, оказалось, что ларчик открывался довольно просто. Но всё равно очень познавательно, имхо.

В СССР, если кто помнит часто сначала шли в кассу и пробивали нужное количество продукта, ну , например, 500 гр колбасы, потом шли в отдел и отоваривались. И вот задача продавца была отмерить на весах те самые 500 гр., чем продавец и занимался методично отсекая от взвешиваемого куска лишнее. Так получались колбасные обрезки от разных колбас в том числе и дорогих.Эту мешанину и могли позволить себе купить студенты по сниженной цене 1.60 копеек, если правильно запомнила.
Для меня всегда эти колбасные обрезки студенческие были загадкой. Потому что во времена моего детства популярный анекдот про студента был:

Приходит студент в столовую и говорит:
— 2 сосиски, пожалуйста...
— Шикуешь?
— ...и 8 вилок.

Date: 2022-01-23 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Еда (https://www.livejournal.com/category/eda?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-01-23 06:40 am (UTC)

Date: 2022-01-23 06:41 am (UTC)

Date: 2022-01-23 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] bosyachka-mom.livejournal.com
Да, я тоже на него наткнулась и удивилась.

Date: 2022-01-23 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Я вот часто сталкивалась, но буквально от 2, может 3 людей его слышала.

Date: 2022-01-23 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] kshanar.livejournal.com
Познавательно!
А сейчас всё больше как в анекдоте "мне 300 грамм грудинки" — "получилось 2,5 кг, возьмёте?"
И никто больше не требует такой точности в навеске. Просили килограмм, получили 1250 г, например, а попросишь сделать поменьше — рубанут пополам. Если что-то лежит уже нарезанное и взвешенное, то всегда идёт разброс +-10-15% по весу.
А в Ашане, я заметила, стремятся попасть не в вес, а в стоимость. Туда можно прийти, чтобы купить прицельно колбасы и сырка "на 100 рублей". Ну где-то от 95 до 115 за навеску.

Date: 2022-01-23 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Ага, буквально вчера взвешивали 1 кг фарша. Смотрю 899 на весах, говорю: "Оставьте так." Потому что в совочке подносимом к весам ещё грамм 400 и дальше знаю какой вопрос будет: "Так пойдёт?")))

Date: 2022-01-23 07:06 am (UTC)

Date: 2022-01-23 07:49 am (UTC)

Date: 2022-01-23 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] heiderp.livejournal.com
"потому что где колбаса (и даже её обрезки) и где студенты"

Да, 5-10 копеек для студента за бутерброд — были совершенно неподъемные деньги.

"В СССР, если кто помнит часто сначала шли в кассу и пробивали нужное количество продукта, ну , например, 500 гр колбасы, потом шли в отдел и отоваривались."

Вообще-то все было строго наоборот: сначала шли в отдел, делали заказ, продавец называл сумму и вот с ней шли в кассу.

"Так получались колбасные обрезки от разных колбас в том числе и дорогих.Эту мешанину и могли позволить себе купить студенты по сниженной цене 1.60 копеек".

Никто обрезки отдельно не продавал, тем более по сниженной цене. Они представляли собой лишь кусочек "шкурки" с проволочным зажимом и ниткой. Если от палки оставался небольшой кусок, его продавали целиком, в противном случае отказывались отпускать.

Колбасные обрезки — это дореволюционное.

Date: 2022-01-23 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Поясните про дореволюционное. Вот ссылка https://tareeva.livejournal.com/310395.html можете с источником поспорить. Про то что можно было пробить по весу в кассе точно такое было, как и взвесить и в кассу пойти оплатить после взвешивания (на моей ещё памяти, не знаю, может от магазина.

Тут хорошо бы понимать про какие вы годы и про географию.

Edited Date: 2022-01-23 09:43 am (UTC)

Date: 2022-01-23 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] heiderp.livejournal.com
До революции, как и сейчас, обрезки продавались, в Союзе — нет.

"Колбасными обрезками торговали до революции в мясных/колбасных лавках и за символическую цену можно было купить этакое ассорти для бедных - хвостики с веревочками, заветрившийся бочок ветчины, сардельку бракованную. Знание мест, где продавались "хорошие" колбасные обрезки, разбираться от какой колбасы (дорогой или дешёвой) обрезок, ценилось высоко среди небогатых слоёв населения.
Потом, уже в советское время, колбасу уже продавали, обрезая только самый кончик колбасной палки или вообще ничего не обрезая, и выражение осталось только в фольклоре".

Такие же объяснения я слышал и от людей, чья молодость пришлась на 20-30е годы
...
А что эти мемуары должны подтвердить или опровергнуть?
...
Пробить сначала в кассе, а потом пойти в отдел, было можно, но такой вариант реализовывался в 1-2 случаях из ста.

Date: 2022-01-23 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

То же что и мемуары людей чья молодость пришлась на 20-30 . То что что-то было до, не отменяет что подобное было и после. Беглый поиск подтверждает покупку колбасных обрезков студентами и прочими бедными слоями населения.

Date: 2022-01-23 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] heiderp.livejournal.com
Те мемуары ложатся на многократно зафиксированные события. А на что ложатся мемуары из беглого поиска? Обрезки появляются по одной причине, концы палки/батона красиво не нарежешь. Но в Союзе их и не резали, как сейчас, поскольку оборудование для такой нарезки появилось только во второй половине 80х, и далеко не везде даже в Москве и Питере. Колбасу в Союзе отпускали без обрезков (за исключением тех, которые я обозначил выше). Откуда им взяться?

А навспоминать можно многое.

Date: 2022-01-23 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Ага, даже цену навспоминать).
И вероятно основная масса там были те самые жопки, обветрившиеся кусочки и прочий неликвид.

Edited Date: 2022-01-23 10:28 am (UTC)

Date: 2022-01-23 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] heiderp.livejournal.com
Я повторю свой вопрос снова: откуда им взяться в условиях модели, которая их совершенно не предусматривает?

Date: 2022-01-23 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Вы там про какие-то устройства написали которых не во всех магазинах были в 80 в Москве и в Питере... Не знаю, у нас в любом магазине продавцы мясных отделов были обеспечены ножами, которым отлично всё отрезалось :)))


Правда стоит уточнить, что на тот момент отрезать уже было не от чего.

Ещё интересней вопрос, как подобное явление возникло в дореволюционный период, когда уж точно о нарезке слыхом не слыхивали, а о слайсерах и подавно. Однако же...

Edited Date: 2022-01-23 01:37 pm (UTC)

Date: 2022-01-23 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] heiderp.livejournal.com
Ну, а что тогда продавалось, если отрезать было не от чего?

Чтобы в любом магазине — что тогда, что сейчас — набрать 1 кг обрезков, нужно их отчекрыжить от всего ассортимента на витрине, а то и от содержимого холодильника вдобавок. По санитарным соображениям это невозможно.

Устройства для нарезки нужны для централизованной заготовки этих самых нарезок в целях их массовой розничной реализации. Годные для сколь-либо оправданной реализации обрезков объемы возможны только при таком подходе, но для него в Союзе не было условий в принципе. Обрезки отдельно даже сейчас конечному потребителю практически нигде не продаются, хотя материала ежедневно набирается на тонны.

Верить "источникам", конечно, можно, но за ними лучше перепроверять.

Date: 2022-01-23 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Я вполне поняла вашу позицию, что если вам не нравится то что кто-нибудь сказал, то этого не было нигде и никогда. У меня нет оснований не верить этому источнику, у вас они есть вот и перепроверяйте. Удачи!)

Date: 2022-01-23 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] kviltlibreto.livejournal.com
Выражение знаю, много раз слышала (у нас ещё в ходу вариация "Ничего вы не понимаете в татарском рэпе"). Мне почему-то всегда казалось, что это из сказки какой-то.

Date: 2022-01-23 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Во, какие интересные ассоциации). Но может там что-то дореволюционное вот выше человек пишет, что до революции торговля колбасными обрезками была поставлена на широкую ногу.

Я сейчас почитала поподробнее, у Андерсена была сказка что-то про "Суп из колбасной палочки" тоже из этой серии, варили суп с палкой на которой колбасу коптили.

Edited Date: 2022-01-23 10:32 am (UTC)

Date: 2022-01-23 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] octoberberry.livejournal.com
Я помню ещё из «Хозяйки гостиницы»: героиня училась готовить у гарнизонного повара, и он научил ее, что секрет в деревянной ложке, которой он мешает суп))

Date: 2022-01-23 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Каша из топора, следуя логике, должна была быть, наверно, чертовски вкусной :)))

Date: 2022-01-23 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] octoberberry.livejournal.com
Если топор до этого варился в бульоне регулярно, то да))

А если серьезно, то деревянные поварешки впитывают вкус и запахи, поэтому я в лайфхак из книги и в копчёную палку очень даже верю)))

Date: 2022-01-23 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Кто ж его знает, может и варился, солдат по ходу пьесы был большой затейник :)))

Да, понятно, но меня смущает, что это многие запахи и многие вкусы. А так у меня есть лопатка специальная деревянная именно для плова. )

Date: 2022-01-24 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] kviltlibreto.livejournal.com
Вот почему-то сразу Андерсен вспомнился ага, хотя сказку эту и не вспомнила.

Date: 2022-01-23 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] octoberberry.livejournal.com
Я во-первых, выражение хорошо знаю, во-вторых, часто употребляю дома и сегодня))
Без связи с колбасными обрезками, конечно))

О самих обрезках: это вообще не о советском союзе даже, а универсальное явление. Кажется, я читала о нем в «Дерево растет в Бруклине», но это не точно. Хороший кусок мяса стоил неподъёмно для героев, но можно было купить остатки-обрезки вечером и из них что-то приготовить, например, покрошив в картошку)

Date: 2022-01-23 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Меня, помню, в своё время оно очень удивило, я его поздно услышала лет в 19. Примечательно, что от человека который в юности часто ездил в Москву.

Интересное примечание, стало быть, не наше изобретение, видимо, я действительно не разбираюсь в колбасных обрезках. Много для себя нового узнала.)

Date: 2022-01-23 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Финны и сейчас продают такие обрезки, не везде, но попадаются.

Date: 2022-01-23 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

У нас такое идёт в пакеты как закуска к пиву (то что осталось после проиышленной нарезки колбасы и её упаковки). А вот обрезков нет, потому что никто не заморачивается на тему "сколько вешать в граммах" как выше обсудили.)

Очень интересно, значит финны ещё нарезают точно сколько нужно? Или это жопки от нарезки и обветрившиеся кусочки?

Edited Date: 2022-01-23 01:14 pm (UTC)

Date: 2022-01-24 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
То, что я видела — попки и неровно нарезанные куски. А вот как взвешивают в граммах, не знаю, сама не покупаю и специально внимания не обращала.

Date: 2022-01-23 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] octoberberry.livejournal.com
Я услышала из каких-то юмористических передач или вообще из литературы))

Profile

stihya: (Default)
stihya

December 2025

S M T W T F S
 1234 56
78 910111213
14151617 181920
21222324252627
2829 30 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 04:52 am
Powered by Dreamwidth Studios