stihya: (Default)
[personal profile] stihya
"Войну и мир" мне было читать скучно. Та самая причина, почему я не перечитываю книги, по крайней мере пока помню содержание. С "Войной и мир" очень сложно забыть сюжетную линию, персонажей: они вплетены в нашу культуру, содержание и подача настолько хрестоматийны и эталоны, что даже не к чему придраться, особенно, если говорить про "Мир":). Никаких тебе неожиданностей и поворотов, всё известно. Но это полбеды, если говорить про "Войну", то мне слишком близок образ мыслей Толстого на эту тему, автор для меня говорит прописными истинами. И это единообразие мыслей с писателем опять же разочаровывает (а ему уделяется весьма много места).

Подумала в какой части я наименее согласна с автором и если отбросить шовинистические заявления автора сводящиеся по сути к тезису "ум женщине лишнее, главное — витальность", мне и упомянуть нечего. (А, кстати, как считаете в тех исторических условиях может и действительно лишнее?)

За что я люблю эту книгу? За колоссальную работу с историческими документами, вписывание фактов в художественную канву романа и отражение эпохи. В романе более 500 героев и примерно 200 из них реально существовавшие люди. Толстой совместил два романа в одном и в этом было много новаторского. За что Толстого немало критиковали, мало кому хватит упёртости перечитать все источники, которыми пользовался Лев Николаевич и это одно достойно уважения, на мой взгляд.
Но главное это язык романа, для меня он безупречен. Толстой, по истине, великий художник от литературы. Текст его романа как плавная полноводная река. Хотя опять же это был кропотливый труд, роман целиком Толстой переписывал не менее 8 раз (не представляю!), а отрывки по несколько десятков раз. То есть здесь не только талант, но и огромное усердие. Именно, поэтому, мне кажется, читая описание первого бала Наташи, или вдохновение Пети перед боем, когда в его голове звучит музыка, чувствуешь, как любил писатель жизнь, как любил проявления её полноты в искусстве, в природе, в охоте или игре. Образы всплывают без труда и увлекают нас в ту реальность. В общем, признавая всё величие произведения и важность его для формирования целого культурного пласта, тем не менее, у меня осталось ощущение, что Толстой в этой книге не гений, а очень усердный писатель, который безупречно выписал
среднинькие мысли.

Для контраста. В первый раз я прочла "Войну и мир" в 17 лет, уже после того как роман прошли по школьной программе, то есть читала для себя, а не потому что надо. И это был восторг-восторг и роман романов.) Но видимо эта книга мне стала с тех пор немного маловата.

Поведение общества в войну мало чем изменилось, общество раскалывается (француский и русский кружок). Как и в армии есть весь спектр направлений от ура-патриотизма до тех кто хочет погреть руки. Очень интересны мотивы, которые движут участникми в войне. У Николая Ростова тот самый ура-патриотизм, когда человеку сносит крышу при виде своего императора. Что он готов на смерть лишь бы показать свой героизм и привлечь внимание правителя. Кто-то как Болконский ищет славы, а ещё возможности освободиться из плена семейной или общественной жизни. Борис служит ради денег и карьеры. У молодого Пети это юношеский максимализм и желание доказать что он уже взрослый и способен на геройский поступок. У каждого свои мотивы, которые имеют мало общего с самим делом войны.

Про армию ещё интересно как много людей остаются в ней именно потому что всё ясно, подчинено правилам и решено за тебя, не надо напрягаться, брать ответственность и как такой уклад пленяет на какое-то время Николая Ростова.

Date: 2022-08-11 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-08-11 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
У меня имеется на итальянском, и, подозреваю, в несколько ужатом варианте - оптимальном для меня. Прочитала с удовольствием, но, как и в прошлые разы, пропуская военную часть. Почему-то так и не смогла заинтересоваться.))

Date: 2022-08-11 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Я в этот раз из принципиальности прочла всё, а так как частично не читала, а слушала аудиокнигу, то и пояснения по всяким персоналиям и событиям в конце тома, как понимаю, полного собрания сочинений. И в итоге очень многое в военной части знакомым по сегодняшней ситуации показалось и интересным.

Например, Толстой там хорошо описал даже прообраз информационной войны, всеобщее преклонение перед Наполеоном, имидж ) непобедимого гения. Или как Наполеон завёз фальшивые ассигнации, а в русских источниках даже на тот момент не упоминалось об этом, а напротив писали, ах, какой молодец, за провизию крестьянам честно расплачивался. ))) То есть очарование гением Наполеона оставалось даже уже после окончания войны. Но я сейчас вся в теме войны так что мне это близко.

Date: 2022-08-11 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Кстати, есть первая неизданная первоначальная версия "Войны и мир" (в России её один раз издали) Говорят, она намного более гармонична, нет филосовствований, больше "мира". Может итальянцы до неё как раз дотянулись).

Date: 2022-08-11 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
О, тогда да, надо книжку мужу сосватать — он Наполеона прям терпеть не может, такое ощущение, что каждый раз словно про какого-то знакомого говорит, начинает злиться, обзываться....возможно, найдет для себя эмоциональную там поддержку))

Наверное да, нужно правильное настроение и интерес к сабжу, тогда все воспринимается совсем по-другому.

Date: 2022-08-11 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
Прям даже не знаю — там четыре маленьких томика, ок, бумага тонкая, напечатано мелко, но все равно не тянет на те два кирпича, что у меня дома стояли, например.
Настораживает, что издание от Ридерз Дайджест, поэтому мелькнула мысль, что тупо почикали немного разглагольствований Льва Николаича.

Date: 2022-08-11 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Согласна, что неинтересная (скучная) книга. Это если интересоваться либо идеями, либо ее сюжетом и персонажами. Но я помню как я балдела от его русского языка, как она написана, мама дорогая! Два толстенных тома невероятного искусства писать на русском языке, когда даже предложения длиной в полстраницы не кажутся странными.

Толстой как человек мне никогда не нравился и поэтому я держусь в стороне от им написанного, но он мастер прозы. Он чувствовал язык.

Date: 2022-08-11 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Вот такое издание было последнее этой версии романа на русском https://www.zakharov.ru/knigi/katalog/voyna-i-mir-pervyy-variant-romana.html. И кстати, как там с французскими вставками, вот в этом "первом" варианте романа французского языка вообще не было, как ориентир. Но может действительно сокращённый вариант, или вообще какой-нибудь перевод перевода :)))

Date: 2022-08-11 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mousevolf.livejournal.com
я с этим отпуском все книжные пропускаю, но по возвразщению постараюсь наверстать! В обсуждение прям изо всех сил не заходила, но тут уже не смогла удержаться. Войну и мир очень люблю, не так сильно как Мастера и маргариту, конечно, но наверное на втором месте у меня из классики и школьного. В свое время, когда полагалось, прочла ее за неделю ровно, проглотила разом, прям помню, что вот доросла до нее и даже какое-то внутреннее ощущение, что программа по литературе составлена для меня:) Хотя сочинение завалила, одна из немногих четверток у меня Там была духовная эволюция Наташи Ростовой, и вот не срослось — у меня оно деградация вышла)) Перечитаю обязательно, но хочу свою, а это надо ехать до квартиры. Все равно планирую с ремонтными делами, заодно заберу. Толсто однозначно гений, и слог прекрасный, читается просто взахлеб. И помню до сих пор очень детально.

Date: 2022-08-11 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Я всю дорогу размышляю над вопросом можно ли такого мастерства достичь именно усердием или всё равно такое либо дано, либо нет. Поэтому и написала про эти бесконечные переписывания. Нам учитель по переводу не уставал говорить, что нет предела совершенству и текст можно править до бесконечности и всё равно каждый раз находить более точные и верные слова. В любом случае, что бы ни было источником Толстому удалось достичь совершенства.

Edited Date: 2022-08-11 07:54 pm (UTC)

Date: 2022-08-11 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Толстой достаточно нейтрален считает его обычным человеком, которому очень крупно повезло. Но всё равно возможно будет интересно. Я вообще с мужем люблю вместе книги читать, жаль что редко у нас одно и то же заходит. Я бы подсунула :)

Date: 2022-08-11 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Он был верующим и наверяка верил, что совершенство — только от Бога. Он просто чувствовал, в каком приближении он мог (или вынужден был) остановиться.

Он не останавливался, потому что считал, что достиг совершенства. Он останавливался, потому что он сам лучше написать уже не мог.

Но у него явно распознаваемый стиль письма, особый русский язык. С Достоевским, скажем, его не спутаешь. Так что именно "дано". Даже самые одаренные певцы и певицы подолгу разучивают арии, оттачивают исполнение, хотя, казалось бы, с разбегу могут взять верную ноту. Дело, скорее в выражении мысли и чувства ( в мелодии и в искусстве повлиять на читателя или слушателя), а не в правописании или в правильной ноте.

Date: 2022-08-11 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Мастерство, конечно, зависит как от одаренности, так и от образования, плюс, как говорят, 10000 часов опыта :). А "институтов для писателей" он не оканчивал. Но писал много, упражнялся, язык он чувствовал (а это одаренность).
Edited Date: 2022-08-11 08:17 pm (UTC)

Date: 2022-08-11 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Там интересно, прям очень, даже не жалко потраченного на перечитывание времени (хотя это вот совсем не моё с перечитыванием). Но не буду спойлерить, надеюсь тебе там будет что сказать в своё время.

Я про Болконского , правда без чтения произведения )))), написала на двойку. Ну всё-таки рановато оно на самом деле для школьников, точнее как с детскими книжками вот есть рекомендованный возраст 12+, но может и 5летка послушать и ему даже понравится! ), но какой процент он поймёт и как поймёт остаётся открытым. Мне очень понравилась книга в первый раз, но парадокс в том что читай я её сейчас в первый раз я бы поняла бы её намного глубже, а поноавилась бы она мне скорее всего также, а может и больше в силу более глубокого понимания. Но это проблема моего восприятия. Как недавно обсуждали кто как детективы читает. Я читаю как загадку и версии постоянно строю, а многие как процесс, что-то похожее с перечитыванием у меня.

Кстати, сейчас поняла почему я сразу перечитала 2 книги ("Петровы в гриппе" и "Последний самурай") которые мне понравились и получила от этого удовольствие. А потому что у меня было смутное ощущение, что я не всё поняла что автор вкладывал в книгу, не разгадала все загадки и при чтении было чувство что я что-то упускаю.

Date: 2022-08-11 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

У нас сейчас с сыном про эти 10.000 часов идёт рефреном.
— Мама, я уже хорошо пишу?
— 10.000 часов
— Мама, я хорошо играюна пианино?
— 10000 часов.
— Мама, я хорошо плаваю?
— 10000 часов.
— Мама, я знаю, что ты скажешь про бадминтон. )))

Date: 2022-08-12 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
Наполеон же и в Италии отметился, мой вечно бухтит, что разворовал все.)) Я прям недоумеваю, не у тебя ж лично украл, раньше войны так велись, куда пришел, то и обобрал.

Date: 2022-08-12 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vare4ka70.livejournal.com
Попробую взять кусок наобум, сравнить переводы.

Date: 2022-08-12 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Ну тогда ему точно будет интересно почитать как он и в других частях света отметился :)))

Date: 2022-08-12 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] stihya.livejournal.com

Напиши, пожалуйста, тогда. Очень интересно.)

Profile

stihya: (Default)
stihya

December 2025

S M T W T F S
 1234 56
78 910111213
14151617 181920
21222324252627
2829 30 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:01 am
Powered by Dreamwidth Studios